Сегодня за Божественной Литургией читалась притча о богаче и Лазаре. Некий нищий по имени Лазарь в течение долгого времени сидел у ворот дома богатого человека и просил милостыни. Он был весь покрыт струпьями, гноем сочились его раны. Уличные псы подходили и лизали гной его, проявляя сострадание к этому несчастному человеку.
Этот образ нищего Лазаря учит нас смирению, покорности воле Божией. Из притчи мы видим, что Лазарь, хотя и находился в таком страшном, бедственном положении, но не роптал, не осуждал богача, ни от кого ничего не требовал, а безмолвно нёс свой тяжёлый жизненный крест. Если у кого-то из нас трудная жизнь, необходимо сравнить её с положением нищего Лазаря и понять, что стыдно роптать, стыдно жаловаться на свою судьбу. В мире всегда есть люди, которые несут гораздо более тяжёлый крест, испытывают гораздо более тяжёлые болезни и страдания. Они, порой, с честью, по-христиански, со смирением несут свой крест и Бога благодарят за посылаемые скорби.
Следующая мысль, которую мы должны с вами уяснить, это описание загробной участи усопших, которая описывается в этой евангельской притче. Богач после смерти попал в ад, а нищий Лазарь — на лоно Авраамово, которое является синонимом Царства Небесного и райских обителей. Евангелие говорит, что между праведниками, к которым сопричтён Лазарь, и грешниками, находящимися в аду, утверждена великая пропасть так, что хотящий перейти из ада в рай или наоборот сделать этого не могут. Эта мысль об окончательном разделении праведников и грешников в загробном мире, которое произойдёт после Страшного суда над родом человеческим. Никакого перехода, никакого покаяния, никакого изменения там не будет после того, как перестанет существовать этот мир, после того, как Христос придёт второй раз на грешную нашу землю и состоится Его Страшный суд. Он будет окончательным и бесповоротным. И тяжкая участь, которую унаследовал богатый человек, попав в ад, она плачевна, она страшна.
Дорогие братия и сестры, и ещё самая главная мысль, которую даёт нам сегодняшнее Евангелие, описывая жизнь богатого человека. Сразу стоит оговориться, что Евангелие не против богатства, но и не за нищенский образ жизни, потому что богатство само по себе автоматически не губит человека, как и нищета тоже автоматически не спасает человека. Потому что, находясь в нищете, человек может роптать, может вести греховный, преступный образ жизни и это, несомненно, погубит человека, и его нищенская, малообеспеченная жизнь не пойдёт ему в оправдание перед Богом.
Богатый человек наследовал мучения в аду не потому, что был богатым, а потому, что неправильно пользовался этим богатством, за то, что жил только для себя и не хотел замечать человека, который лежал у ворот его дома и стучал в его холодное сердце, ожидая милосердия. Тогда он ещё мог отворить ворота, разделяющие их, и впустить Лазаря в свою жизнь, но после смерти эти «ворота» (пропасть) уже невозможно преодолеть. Эта притча о каждом из нас, не только о богатых людях.
Поэтому, дорогие братия и сестры, обратим на это внимание, будем искать возможность для добрых дел, которые являются смыслом жизни христианина, потому что апостол Иаков так и говорит, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26)