Почему же именно суббота накануне праздника Троицы стала временем особого поминовения всех православных христиан? Согласно церковной традиции, в пятидесятый день после воскрешения Христа на его учеников сошел Святой Дух, завершив тем самым строительство церкви, призванной к спасению человека. Но поскольку спасение обещано было Иисусом не только живым, но и умершим, то накануне праздника Троицы стали молиться за тех, кто уже не может сделать этого сам, за всех оставивших этот мир.
Православная церковь возводит традицию всеобщего поминовения усопших к апостольским временам. «Все помолимся Христу, в сей день совершая память от века мертвых, да от вечного огня избавит их, усопших в вере и надежде жизни вечной» – такие слова содержат в себе песнопения, звучащие в храмах в этот день. Конечно, обычные люди в Троицкую субботу поминают прежде всего своих родителей и родственников, отчего она, собственно, и носит название «родительской», то есть связанной с родом. Но по сути вспоминать в молитвах и просить о прощении грехов в этот день положено для всех усопших православных христиан.В словах канонов, которые звучат на Троицкую субботу, звучат слова обо всех «умерших с верою», в том числе и о тех, чьи места упокоения остались никому не ведомыми.
Именно поэтому в Троицкую родительскую субботу гораздо важнее прийти не на кладбище, а в храм. Это гораздо важнее для наших усопших родственников, и конечно же, гораздо важнее для тех, кто так и не обрел места своего последнего упокоения или покоится вдалеке от нас. Традиция праздновать на могилах родственников восходит к языческим временам, к так называемым поминальным тризнам. Но родительская суббота – праздник совсем не языческий, и потому отмечается он прежде всего в храме.
В эти дни Господь особенно благоволит ко всем, и даже во аде содержимым. Господь есть Бог живых, и все у него живы, – говорил в одной из своих проповедей на Вселенскую родительскую субботу архимандрит Кирилл (Павлов).
И все же самое важное в Троицкую субботу – это искренняя молитва обо всех усопших православных христианах. «Поминать – значит не просто напрягать память, это значит обращаться к Богу, – Ведь своих любимых мы и так обычно помним, это свойство памяти. Но молитвенная память – это то, что преодолевает грань между жизнью и смертью. Человек в молитве восходит туда, где есть только Жизнь. Поэтому в этот день нужно помолиться, в храме или дома, за тех, кто уже ушел, но мы верим, что в памяти и любви Божьей они живы».